Китай разрабатывает миссию по отклонению астероидов, которая должна быть запущена в 2025 году. - Space Live
Технологии

Есть старая шутка, что динозавры вымерли только потому, что они не создали космическое агентство. Подразумевается, конечно, что, в отличие от наших предков-рептилий, мы, люди, можем спастись от надвигающегося удара астероида по Земле, учитывая наш шестидесятилетний опыт космических полетов.

Отклонение астероидов
Представление художника миссии NASA DART. Изображение : NASA/JHUAPL/Steve Gribben

Однако, хоть мы и достигли удивительных результатов с тех пор, как в 1957 году первый Спутник ПС-1 положил начало космической эре, до сих пор было направлено очень мало усилий  на разработку технологий отклонения астероидов. Мы крайне неопытны в этой области, и, если не считать голливудские драмы, мы никогда не испытывали свои возможности на практике. Однако, это скоро изменится.

На прошлой неделе, заместитель главы Китайского национального космического управления (CNSA) Ву Яньхуа, объявил, что они планируют провести испытания по отклонению астероида уже в 2025 году – часть более крупной системы мониторинга и защиты от астероидов, которую CNSA разрабатывает на ранних стадиях. Система мониторинга будет состоять из наземных и космических приборов, используемых для каталогизации околоземных объектов, которые могут представлять угрозу.

Системы мониторинга особенно важны, поскольку чем раньше обнаружить приближающийся астероид, тем легче его отклонить. Далекому астероиду может потребоваться лишь незначительное изменение направления, чтобы он пролетел мимо Земли. Чем позже будет замечен астероид, тем сложнее будет изменить его курс.

Вы можете спать спокойно, зная, что космические агентства по всему миру уже создали надежные системы мониторинга астероидов и занесли в каталог многие тысячи объектов Солнечной системы. Ни один из них не представляет реальной угрозы в течение нашей жизни (в настоящее время самый опасный объект, известный как 2010 RF12, имеет 4,8% вероятность столкновения с Землей в 2095 году. Этот 7-метровый астероид вызовет огненный шар, подобный Челябинскому метеориту в 2013 году). Тем не менее, возможно, существуют еще не открытые потенциально опасные объекты, поэтому новый проект CNSA по мониторингу является приятным дополнением.

По теме

Ученые обнаружили 10-тысячный околоземный астероид в рамках планетарной обороны.

Когда речь идет об охоте за астероидами, самые маленькие объекты труднее всего увидеть, но, как и «падающие звезды», которые безвредно проносятся по небу каждую ночь, они вряд ли могут причинить ущерб. С другой стороны, самые крупные астероиды способны вызвать событие уровня вымирания, но их легко заметить и отследить. На самом деле, наиболее опасны астероиды среднего размера – они достаточно велики, чтобы нанести локальный ущерб, но достаточно малы, чтобы мы могли не обнаружить их вовремя.

Наблюдение за астероидами также помогает нам понять, как лучше их отклонить. Миссия NASA OSIRIS-Rex, которая недавно посетила околоземный астероид Бенну, обнаружила, что Бенну – это рыхлый, гравийный астероид. Для отклонения такой цели потребуется иная техника, чем для отклонения однородного, твердого куска породы. При наличии достаточного времени потенциальные варианты включают в себя «гравитационный тягач» (мягкое притягивание астероида массой космического аппарата, находящегося на орбите) или окрашивание внешней поверхности астероида в белый цвет (изменение способа нагрева и охлаждения астероида Солнцем, медленное воздействие на него).

Отклонение астероидов
Техника планетарной защиты «гравитационный тягач», которая использует массу космического корабля для придания гравитационной силы астероиду, медленно изменяя траекторию астероида. Анимация: NASA

Самое простое решение, конечно, это очень сильно ударить по астероиду.

Новая программа мониторинга CNSA будет сочетаться с инженерными усилиями по проектированию и созданию ракеты с большой тягой, способной нести кинетический ударный элемент: полезную нагрузку, предназначенную для удара по астероиду с достаточной силой, чтобы изменить его орбиту. Целевой астероид, на котором они планируют испытать ударник, пока не объявлен.

NASA и ЕSА также делают первые шаги в направлении разработки возможностей кинетической защиты от астероидов. Миссия NASA DART, запущенная в ноябре прошлого года, к двойному околоземному астероиду Дидим попытается изменить орбиту его компаньена Диморф, врезавшись в астероид на высокой скорости. Это первое испытание такого рода, и в результате изменение траектории, скорее всего, будет очень небольшим. Причина, по которой DART нацеливается на двойной астероид, а не одиночный — легкость измерения изменения орбиты Диморфоса с помощью близлежащего астероида Дидимос, который может обеспечить систему отсчета.

Анимация миссии DART от запуска до столкновения с астероидом Диморф.
Изображение: NASA/Johns Hopkins APL/Steve Gribben/Jessica Tozer.

Аппарат DART столкнется с Диморфосом в сентябре этого года, а в 2027 году за ней последует Hera, миссия ЕSА, которая будет наблюдать за последствиями столкновения с близкого расстояния.

Экзистенциальная угроза столкновения с астероидом невелика в краткосрочной перспективе, но почти неизбежна в (очень) долгосрочной перспективе. Таким образом, системы мониторинга астероидов и тесты на отклонение, такие как DART и новый проект импактора CNSA, являются важными первыми шагами к обеспечению безопасности Земли и тому, чтобы мы не пошли по пути динозавров. Теперь, если бы мы только могли контролировать изменение климата…